Франция. Статьи

Дворцы Франции

Дворец Дампьер

Дворец Дампьер расположен на юго-западе от Парижа. Внешняя отделка дворца, построенного в 1675 году для герцога де Шеврез, разрабатывалась Ардуэн-Мансаром и представляет собой гармоничное сочетание розового кирпича и холодного серого камня. Богатством внутренней отделки дворец напоминает Версаль, особенно королевские апартаменты и обеденный зал Людовика XIV. Самое величественное помещение - украшенный фресками Праздничный зал, который реконструировали в XIX веке. Из окон открывается прекрасный вид на парк, разбитый Ленотром вдоль русла канала.

Дворец Со

Построенный в 1670 году для Кольбера, дворец был разрушен и перестроен в 1856 году. В стильном здании находится Музей Иль-де-Франса, посвященный этим местам, замкам и истории региона. Парк Со представляет собой трогательную смесь регулярного французского парка, дикого леса и различных водоемов, характерных для классических парков, разбитых Андре Ленотром. Вода в парке используется для достижения дополнительных эффектов: многоярусные водопады и фонтаны образуют "движущиеся" лестницы, которые каскадом уходят в восьмиугольный бассейн. В парке находится элегантный павильон Гановр и оранжерея, построенная Мансаром в классическом стиле.

Замок Азе-ле-Ридо

Азе, построенный в 1518-1527 годах на острове посреди Эндра, подобно Шенонсо, принадлежал одному из самых зажиточных турских банкиров - Жилю Бертело, который был к тому же казначеем Франции и мэром Тура. Жиль Бертело, унаследовав земли в 1518 году, сразу начал строительство замка при помощи своей супруги Филиппии Лебаи. Обязанности часто вынуждали Жиля отлучаться, и Филиппия надзирала за работами и сама принимала решения, что придало сооружению несколько женственный характер.

В 1527 году Франциск I после разгрома под Павией искал как козла отпущения, так и средства для оплаты выкупа, назначенного Карлом V. Жертвой королевских репрессий пали его казначей и кредиторы, которых он разорил и отдал под суд. Многие из них происходили из Турени и были связаны родственными узами с Жилем Бертело. Ему удалось бежать в Лотарингию, и в 1520 году он скончался в Камбре. Замок Жиля в 1528 году поступил в королевскую казну, а затем Франциск I пожаловал его Антуану Раффену, своему соратнику по Павии и Мариньяно.

Даже недостроенным, замок Азе-ле-Ридо стал одним из первых образцов раннего Ренессанса, очень типичным для долины Луары. Как в Блуа и Шамборе фасады разделены фризами и пилястрами на регулярные плоскости, увенчанные люкарнами с фронтонами. Элегантные угловые башенки совсем непохожи на массивные шамборские башни. А вместо лестницы, подобной лестнице в Блуа, в Азе была сооружена прекрасная лестница в итальянском вкусе. Она имеет прямые марши, три открытые лоджии с полуциркульными проемами и, пышно украшенная, не нарушает, однако, общую гармонию фасадов.

Г-образный план замка не является ни прихотью, ни оригинальным новшеством, просто замок не был закончен, несмотря на активность Бертело и строителей. Западное крыло должно было быть уравновешено симметричным восточным крылом. Однако восточное крыло никогда не появилось, и к углу центрального флигеля была пристроена типовая башенка.

Азе принадлежало многим семействам. Последние частные владельцы его, маркизы де Бьенкур, обладали замком на протяжении четырех поколений (1787 - 1899 гг.), поддерживая и реставрируя свое достояние. Бальзак часто бывал в замке Азе, грацию которого он обожал и сравнивал замок с бриллиантом, оправленным садами и речными берегами. Правительство, приобретшее замок в 1905 году, обеспечивает реставрацию и сохранность его.

Замок Амбуаз

В 1106 году Уго д'Амбуаз начал строительство могучего замка на берегу Луары. Король Карл VII объявил его потомка Луи д'Амбуаз в измене и конфисковал замок. Главные строительные работы начались здесь при Людовике XI и его сыне Карле VIII.

Будущий монарх Карл VIII провел здесь все детство. Он значительно перестроил замок и именно здесь в результате несчастного случая умер в возрасте 28 лет. Здесь же во время мятежа в марте 1560 года пряталась вместе с Гизами Екатерина Медичи. Во времена Наполеона и после замок часто менял своих владельцев, сейчас им владеет Орлеанское семейство.

От старых сооружений осталось только несколько старых построек: фрагменты внешних стен и две большие башни - башня Миним в центре северной стены, над рекой, и башня Юрто, с противоположной стороны, в южной стене, над Амассом. Обе башни были возведены во времена Карла VIII и отличаются как своими размерами, так и гигантскими винтовыми подъемами, по которым на уровень замка могли подниматься лошади и даже кареты.

Над берегом Луары доминирует флигель Карла VIII, опирающийся на башню Миним и украшенный балконами с кованными решетками, на которых вешали мятежных участников "Амбуазского заговора". Со стороны внутреннего двора перпендикулярно к нему поставлен флигель с королевскими апартаментами Людовика XII и Франциска I.

Замок Анжер

В конце III в. слюдяной отрог над рекой Мен был всё ещё занят укреплённым галло-римским поселением. Вне сомнения это место, столь удобное для обороны, имело примитивные фортификации в доисторическую эпоху и во времена кельтов. Галло-римская крепостная стена, шириной в 5 м у основания и в 3 м у вершины, пережила нашествия визиготов, бретонцев и иных завоевателей и существовала ещё в IX в. Норманны, захватив Анжер, владели городом шесть лет, пока Карл Лысый, внук Карла Великого, не начал, вместе со своим союзником герцогом Бретонским, освобождение провинции Мен.

Отрезанные от воды и потерявшие боеспособность, викинги были вынуждены оставить Анжер, хотя ещё не раз устраивали набеги на город. Графы Анжуйские, первая анжерская династия, возвели в X—XI вв. на юго-западном углу скалы главный форт, крепостные стены и капеллу. Жофрой, сын Фулька Нерра, женившись в 1128 г. на Матильде, дочери Вильяма, герцога Нормандского и короля Англии, возвёл, на месте двора сеньоров, замок площадью 5 тыс.кв.м (от него остались некоторые фрагменты). Его старший сын Генрих II Плантагенет женился на взбалмошной Элеоноре Аквитанской (отвергнутой прежде французским королём Людовиком VII) и унаследовал по материнской линии английский трон. Анжер, где его двор обосновывался так же часто, как и в Лондоне, стал континентальной столицей "Короля леопардов" — как при собственном правлении Генриха, так и при правлении его сына, Ричарда Львиное Сердце. В 1203 г. Филипп Август покончил с притязаниями Иоанна Безземельного, брата и преемника Ричарда, присоединив к своей короне Анжу, Мен, Нормандию и Бретонь. Его невестка Бланка Кастильская и его внук Людовик IX возвели на анжерской скале одну из самых могучих крепостей королевства. Поставленная в самом сердце владений, отторгнутых от Плантагенетов, крепость была призвана защитить эти земли от Генриха III Английского, сына Иоанна Безземельного.

Людовик IX появился в Анжере в 1231 г., когда ему было всего 17 лет. В 1232 г. началось строительство, законченное ок. 1238 — 40 гг. Крепостные стены из слюдяного камня с крепами из белого известняка, длиной 952 м, образуют пятиугольник площадью 25 тыс. кв.м. Северо-западная стена обрывается прямо в реку без каких-либо фортификаций: с этой стороны атака была невозможна Другие стороны были фланкированы 17-ю башнями, каждая диаметром 18 м, с коническими основаниями Как и в Каркассоне, другой крепости Людовика Святого, каждая башня имеет по пять узких бойниц в шахматном порядке. Северная башня, прозванная Мельничной, аналогична другим, но имеет верхний бруствер. В самом деле, Генрих III, опасавшийся, что крепость попадёт в руки протестантов и станет их неприступной цитаделью, приказал срезать остальные 17 башен до уровня куртин. Мельничная башня со своими пристройками осталась служить защитой от западных ветров и мельницей, моловшей гарнизону муку 18-я башня, известная как башня Гийон, служила складом провизии, но в 1832 г. была снесена.

В 1246 г. Людовик Святой пожаловал Анжер своему брату, Шарлю I Анжуйскому, который был всецело увлечён Сицилийским королевством. Затем Анже перешёл его сыну Шарлю II, зятем которого стал Шарль де Валуа, отец Филиппа VI. Последний, взойдя на трон в 1328 г., воссоединил Анжу с французской короной. Так закончилась история первого в истории Франции анжуйского Дома. Второй анжуйский Дом начался, когда Иоанн II Добрый отдал Анжу, возведённое в ранг герцогства, своему сыну Луи, герцогу Анжуйскому. Старший сын Иоанна стал королём Карлом V. В 1367 г. Луи, такой же поклонник искусств и зодчества, как и его трое братьев (Карл, перестроивший Лувр, Жан, герцог Беррийский и Филипп, герцог Бургундский), поручил своему архитектору Масе Деларю улучшить резиденцию. Он же заказал изготовление гигантского гобелена "Апокалипсис", состоявшего из семи одинаковых частей, общей длиной 144 м и высотой в 5,5 м, сотканного в Париже в 1377—80/82 гг. Никола Батайе по картонам Эннекена Брюжского на основе серии миниатюр. Гобелен, переданный королём Рене в городской собор, был затем выброшен и к XIX в забыт. До нас дошло 70 сцен гобелена (из 105): они выставлены в специально для них оборудованной галереи замка. Луи I, скончавшийся в 1384 г., был всегда лоялен к королю, в отличии от герцогов Бургундского и Беррийского. Его наследник Луи II в 1402 г. женился на Иоланде Арагонской (их зятем стал Карл VII). Герцог и герцогиня сохраняли замок в вооружённом состоянии. По их желанию были возведеньГ'королевские палаты и новая часовня. Прямоугольная часовня, Г построенная в 1405—13 гг., имеет плоскую апсиду и покрыта трёхпролётным "анжуйским" сводом с замечательно проработанными замковыми камнями.

От королевских палат осталось только крыло, пристроенное к капелле. Другое крыло, стоявшее под прямым углом и возвышавшееся над Меном, не сохранилось. Сын Луи и Иоланды, король Рене продолжил строительство и соорудил у западного щипца капеллы винтовую лестницу, соединившую этажи палат. Она имеет пальмовые своды из шестнадцати сегментов, разделённых призматическими гуртами; её капители и замковые камни украшены мастерски высеченными растительными орнаментами. Лестница, восьмигранная в плане, стоит над северным коридором, который ведёт в ныне существующее крыло. Она сообщалась со всеми залами этажа и давала возможность наблюдать за зрелищами во дворе сеньоров, не выходя на палящее солнце. Король Рене также детально спроектировал в 1451 г. для этого двора, некогда замкнутого, надвратную башню. Затем он занялся садами. Из своего графства в Провансе он выписал цветы и кустарники, а из Берберии ему привезли различных животных для зверинцев. Опись тех времён позволяет нам представить грандиозность апартаментов, которые насчитывали 54 спальни (до нас дошли лишь два больших зала). В 1475 г. Рене был вынужден предоставить Анжу своему племяннику Людовику XI и удалится в Прованс. Людовик прорыл у стен замка сухие рвы, которые позже, в конце XVI в., расширил Жан дель Эспин. Жан Бурре, комендант крепости, обновил её артиллерию. Только в 1562 г. замок был приведён в состояние, соответствовавшее новым формам военных действий. Этим занялся Филибер Делорм, привлёкший к руководству работами своего анжуйского друга Жана дель Эспина. В последующие века Анжер был и гарнизонной цитаделью и тюрьмой (одним из её заключённых был Фуке). Сохранилось двое средневековых ворот: городские ворота на северо-востоке и ворота, ведущие в поля, на юге. Между воротами располагался военный плац: теперь здесь — французский сад и резиденция губернатора, построенная в XVIII в. с лестничной клеткой XV в.

Замок Блуа

Замок Блуа упомянут уже в IX веке. В течение 250 лет им владели графы Блуа, но в 1230 году он перешел к семейству де Шатийон, которое перестроило замок. Фруассар, летописец XIV века, отметил, что Блуа было одним из самых прелестных мест в королевстве.

Ги де Шатийон продал в 1391 году графство герцогу Луи Орлеанскому. Его сын - Шарль - устраивал в Блуа поэтические состязания, открытые для всех желающих, на которых бывал Франсуа Вийон. Сын Шарля - Луи - унаследовал французский престол после кончины бездетного Карла VIII под именем Людовика XII. Именно он задумал и осуществил строительство здесь новой королевской резиденции, открытой и просторной, без башен и брустверов, состоявшей из трех флигелей с аркатурными галереями. Большая часть комплекса была построена за 10 лет.

Его кузен и преемник Франциск I перестроил замок. Изящная винтовая лестница с открытыми проемами, заключенная в восьмигранную башню, соединила два старых здания замка. Саламандра - эмблема Франциска I.

Позднее замок Блуа стал сценой празднеств, драм и интриг времен Генриха II и Екатерины Медичи, а также трех их детей - королей Франции. В одном из темных коридоров замка был убит герцог Гиз. У Генриха IV были великие планы относительно Блуа, которые ему не удалось воплотить. Здесь останавливались Людовик XIII и Анна Австрийская. С 1617 по 1619 год здесь жила под домашним арестом королева Мария Медичи. Несмотря на свои внушительные размеры, ей удалось убежать через окно. Сейчас замок отреставрирован и обставлен; здесь разместился Музей сакрального искусства.

Замок Бриссак

Замок в Бриссаке возвёл Пьер де Брезе, министр Карла VII и Людовика XI. По стилю он напоминает замки в Ланже и Юссе. В 1502 г. имение было продано Рене де Косее, гофмейстеру Карла VIII, и остаётся до сих пор родовым замком его семейства. Шарлю II де Коссе-Бриссаку, одному из лидеров ультракатолической Лиги, а с января 1594 г. — губернатору Парижа, пришлось признать Генриха IV королём Франции и сложить оружие. 22 марта 1594 г. ворота столицы распахнулись перед Генрихом и, несмотря на столичных фанатиков и присутствие иностранных гарнизонов, ему удалось избежать кровопролития. Генрих IV возвёл земли Бриссака в ранг герцогства, вручил Шарлю II маршальский жезл и дал ему право отстроить замок, пострадавший во время гражданской войны. Начиная с 1606 г., владелец замка посвятил себя грандиозному проекту, по которому Бриссак должен был стать непревзойдённым монументом в 7-8 этажей и с тремя флигелями. Все старые строения предполагалось снести. В Бриссак было приглашено большое число известных архитекторов, скульпторов, художников и декораторов. Тем не менее, со смертью маршала в 1621 г. работы прекратились и замок остался таким, каким мы его видим сейчас.

Главный флигель, обрамлённый с восточной стороны двумя башнями старой крепости, представляет собой высокий павильон в стиле Шеверни, чуть более итальянизированный, и имеет на пяти этажах пять классических ордеров с пилястрами, фронтонами, картушами и нишами для статуй. Центральный павильон имеет четыре этажа и, полузаконченный, обрывается за старой юго-восточной башней. Северный флигель, поставленный под прямым углом, имеет более строгий вид, соответствующий XVII в., и фланкирован высокой квадратной башней. У подножья замка, среди полян, течёт Обанс. Старинная семья в течение четырёх веков бережно сохраняет замок, его традиции, убранство и этикет.

Замок Вилландри

Жан Бретон, государственный секретарь казначейства при Франциске I, попавший под Павией в плен вместе с королем и вернувшийся на родину в 1527 году, купил в 1532 году сеньорию Вилландри в долине Шера и начал строить близ Шамбора свой замок. На этом месте был форт XII века, перестроенный полностью в XIV веке. Жан Бретон сохранил старые фундаменты, окруженные крепостными рвами, и возвел на них свой великолепный замок Вилландри.

Большой мощенный П-образный двор, сформированный флигелями, открыт в сторону долины. Главный флигель и два перпендикулярных боковых с открытыми нижними аркадами следуют классическим принципам симметрии, однако на их структуру повлиял фундамент старого замка: боковые флигели имеют разную длину и не совсем параллельны.

В 1754 году замок стал собственностью маркиза де Кастеллан, который переделал фасады в классическом стиле, надстроил главный павильон и разбил новые сады. А в 1906 году Вилландри купил испанец - доктор Иоахим Карвалло, видный ученый (дед нынешнего владельца). Он оставил свою научную карьеру и полностью отдался реставрации замка. Он также восстановил ренессансные сады.

Сады Вилландри сочетают две традиции: с одной стороны - готическую, с цветами, лекарственными и пищевыми травами, наилучшие образцы которой представлены в монастырях или частных поместьях, а с другой стороны - традицию итальянскую, более декоративную и эстетическую.

Замок Во-ле-Виконт

Этот замок расположен недалеко от Фонтенбло. Николя Фуке, могущественный придворный финансист Людовика XIV, поручил архитектору Лево и художнику Лебрену создать самый роскошный дворец из существовавших в то время. Построенный замок, один из крупнейших в XVII веке, превзошел ожидания Фуке и привел его к лишению власти: Людовик и его министры были в такой ярости от роскоши замка, затмевавшей даже королевские дворцы, что Фуке был арестован и его поместья конфисковали. Во внутренней отделке замка применялись фрески, позолоченный гипсовые элементы, кариатиды и громадные бюсты. В Салоне муз находится величественный расписной потолок работы Лебрена с танцующими нимфами и сфинксами. Еще одно помещение было декорировано в стиле Людовика XIII, стены были обшиты деревянными панелями, там же находился массивный фриз. Продолжающаяся известность замка Во-ле-Виконт связана с разбитыми Андре Ленотром потрясающими садами, одними из лучших в провинции Иль-де-Франс.

Замок Горд

Замок в деревушке Горд (Прованс) был построен Бертраном де Симианом на месте старой средневековой крепости XII века, от которой остались только две башни; ренессансные формы его восходят к первой половине XVI века. Северный фасад характеризуется двумя прекрасными круглыми башнями, завершенными террасами и бойницами, в то время как три этажа противоположного фасада обозначены окнами.

Замок Компьен

Город Компьен известен своим замком - бывшей королевской резиденцией. Проект замка был разработан архитектором Жаком-Анже Габриэлем как летняя резиденция Людовика XV, но строительство было завершено при Людовике XVI, затем замок был восстановлен при Наполеоне, а позже стал излюбленной резиденцией Наполеона III и императрицы Евгении.

Находящиеся внутри замка Музей Второй Империи и Музей Императрицы представляют коллекцию мебели и портретов, а Музей машин предлагает для осмотра коллекцию исторических повозок, велосипедов и первых автомобилей.

Замок Ле-Барру

Замок Ле-Барру, имеющий вид неприступной крепости, построен в XII веке синьорами Бо на вершине холма над деревней Барру. Спустя несколько столетий он превратился в более уютное ренессансное шато, а особенно крупные изменения в архитектуре замка произошли начиная с XVI века, когда замок перешел в собственность семейства Барру.

Замок Мальмезон

Этот замок XVII века, расположенный в 15 км к западу от Парижа, хорошо известен благодаря имени Наполеона. Он был куплен Жозефиной для того, чтобы отдохнуть от официальной атмосферы императорских резиденций в Тюильри и Фонтенбло. Вокруг замка расстилаются прекрасные ландшафты. В замке имеется весьма оригинальный подъемный мост. Хотя Жозефина очень любила свое загородное "поместье", Наполеон презрительно заявлял, что он подходит только слугам. Из окон многих залов открывается вид на необычные английские сады и знаменитый розовый сад, который был высажен самой Жозефиной. Наиболее интересны библиотека с высоким потолком, расписанная фресками, украшенный балдахином зал, посвященный военным походам Наполеона, и залитый солнцем музыкальный салон, украшенный картинами из личной коллекции Жозефины.

Замок Пьерфон

Огромный замок Пьерфон возвышается над деревушкой, расположенной в низине. Герцог Орлеанский построил здесь величественный замок в ХIV веке, а к 1813 году он превратился в живописные руины, которые Наполеон I приобрел менее чем за 3000 франков.

В 1857 году Наполеон I поручил архитектору Виолле-ле-Дюку восстановить замок, и уже в 1884 году Пьерфон родился заново как императорская резиденция. Архитектура внешней части - ров с водой, подъемный мост, башни и двойной караул - точная копия средневековой военной архитектуры. Внутреннее убранство, напротив, отразило романтические фантазии автора и его патрона.

Замок Рамбуйе

Этот замок находится недалеко от опушки дремучего леса, который в прошлом был любимым местом охоты королей. Увитый плющом замок из красного кирпича с пятью башнями имеет очень пеструю историю. Замок был и феодальной крепостью, и загородным поместьем, и королевским дворцом, и резиденцией императора. С 1897 года он является официальной летней резиденцией президента Франции. Комнаты замка обшиты дубовыми панелями и обставлены мебелью в имперском стиле, а стены увешаны обюссонскими гобеленами. Главный фасад смотрит на цветники

Замок Серран

Серран — Он был начат в середине XV в., в начале правления Генриха II во времена Ренессанса Сеньория Серран тогда принадлежала роду де Брие. Около 1421 г. Понтий де Брие получил от Людовика XI разрешение фортифицировать замок О его постройке напоминают лишь крепостные рвы и традиционная конфигурация, воспроизведённая новым ансамблем. Шарль де Брие обратился к самому видному архитектору той поры, Филиберу Делорму, зодчему Генриха II и его фаворитки Дианы Пуатье. Проект Делорма был принят за основу, но, к сожалению, Шарль из-за строительства замка разорился. К его смерти в 1593 г. был возведён лишь северный угол — половина главного корпуса и левого флигеля.

В 1596 г. имение купил Эркюль де Роан, герцог Монбазонский, но, ничего здесь не сделав, перепродал его Гийому Ботрю, дипломату и академику, из первого поколения знаменитой Французской Академии. Этот посол и литератор, известный своим остроумием, достроил главный корпус. Его сын, тоже Гийом, живший до 1711 г., достроил флигеля и заменил круглые башни XV в на квадратные павильоны, открывающие курдонёр. Он также построил портал, в одной линии с границей замка.

Ансамбль, строившийся в течение двух веков, обладает, тем не менее, ясной гармонией. Внутренние части двора полностью отделаны белым туфом. Делалось всё возможное, чтобы соблюсти стиль первоначального проекта Филибера Делорма. Два передних павильона контрастируют своими тёмными слюдяными фасадами с крепами из белого туфа — также строго выглядят три внешних фасада. Убранство фасадов, поставленные в одну линию пилястры (ионические на нижнем этаже, коринфские на верхних), обрамляющие окна на внутренних фасадах или формирующие правильные членения фасадов наружных — целиком принадлежит характерному позднеренессансному стилю Луары. К этому же стилю относятся главная двухмаршевая лестница с кессонированными сводами. Маргарита Ботрю, внучка второго Гийома, была замужем за маркизом де Вобрюн, военачальник королевской армии, который погиб в битве под Альтенгеймом в 1675 г., сражаясь бок о бок с маршалом Тюренем. Маркиза воздвигла супругу беломраморный мавзолей (скульптор Антуан Койсево), поместив его в специальную часовню (архитектор Ардуэн Мансар) у правого флигеля. Их дочь герцогиня д'Эстрэ продала Серран в 1749 г. Энтони Уолшу, офицеру ирландского флота и стороннику Стюартов, за которыми он последовал в ссылку во Францию. Новый владелец получил титул графа Серранского. Его сын и невестка были представлены двору Наполеона, и мадам де Серран стала фрейлиной императрицы Жозефины Во время Реставрации поместье отошло, в результате брачного союза, роду де Тремуйль, навсегда вписанного в историю долины Луары и Франции. Визит в прекрасно обставленный замок открывает наследие, передаваемое старинным родом из поколения в поколение.

Замок Сюлли

Бароны де Сюлли с XII века имели на левом берегу Луары могучую башню и контролировали паромную переправу, собирая пошлину с путешественников за проезд. В 1381 году удел перешел к семейству Ги де ла Тремуйля, который построил рядом с башней укрепленный замок. Его сын Жорж, интриган и фаворит Карла VII принимал в замке Жанну д'Арк в 1429 году, накануне ее пленения. Позже здесь бывали короли Людовик XI, Людовик XII и Франциск I.

В 1602 году Максимильен де Бетюн, могущественный министр и друг Генриха IV, купил герцогство Сюлли и отреставрировал замок. Де Сюлли был последним великим сеньором Франции, он официально имел привилегию чеканить собственную монету. Четырьмя поколениями позже здесь блистал молодой литератор Аруэ, известный впоследствии под псевдонимом Вольтер. Главный прямоугольный корпус фланкирован четырьмя башнями, имеет крытый парапет с бойницами, и покрыт крышей с крутыми скатами и щипцами. С трех сторон он до сих пор окружен рвами с водой, а с севера выходит к Луаре.

Интересны внутренние помещения замка - королевская спальня, спальня и кабинет Максимильена де Бетюн, герцога де Сюлли.

Замок Шамбор

У графов Блуа в Шамборе был небольшой форт, известный с XII века. Его использовали для войн, охот и как склад. До сих пор рассказывают о призраке графа Тибальда, в ненастные ночи выезжающем из замка на охоту. Франциск I связал свое будущее с резиденцией в Блуа, хотя именно в Шамборе, в открытом и просторном месте, ему удалось воплотить свою заветную мечту о романтическом охотничьем замке, достойном богов и легендарных королей. Еще будучи принцем, Франциск заказал несколько проектов замка м, возможно, сам приложил к ним руку. И, хотя Леонардо да Винчи не принимал непосредственного участия в возведении Шамбора, которое началось в октябре 1519 года - четыре месяца спустя после его смерти, но, несомненно, его идеи сильно воздействовали на строителей замка и, в первую очередь, - на короля.

Поначалу замок поражает необычностью архитектуры и масштабами замысла. А при ближайшем рассмотрении нельзя не почувствовать рациональности, симметрического совершенства концепции и изящества деталей. Шамбор - самый большой из замков Луары. Его окружает большой парк, длина стены парка равна 32 км. В замке нет больших парадных залов, здесь всего 440 комнат. Винтовая лестница ведет на крышу замка в виде террасы со множеством башенок и каминных труб, украшенных скульптурой.

В Шамборе периоды бурной жизни перемежались с периодами полного запустения. Сын Франциска I Генрих II, его жена Екатерина Медичи и их дети, включая трех, ставших королями, чаще всего приезжали в Шамбор охотиться. Генрих IV игнорировал замок, зато его сын Гастон орлеанский нередко наведывался сюда, убегая из-под домашнего ареста в Блуа, и даже начал значительные восстановительные работы. Людовик XIV регулярно посещал замок в 1668-1685 годах. Здесь впервые были поставлены "Господин де Пурсоньяк" и "Мещанин во дворянстве" Мольера с музыкой Люлли.

Замок Шеверни

Юро, семейство из Блезуа, владело землей Сен-Дени-сюр-Луар в течение восьми веков с некоторыми перерывами. С 1551 по 1565 год замок принадлежал фаворитке Генриха II Диане Пуатье, которая продала его Филиппу Юро, графу Шевернийскому, канцлеру Франции. Сын канцлера, Анри, неудачно женился на мадмуазель Шабо, которая была ему неверна, и пойманная с поличным была вынуждена принять яд. Поэтому Анри снес замок. Его вторая жена Маргарита де ла Мориньер начала строительство в 1625 году нового замка, а их дочь украсила интерьеры Шеверни.

Шеверни - первый особняк XVII века в том стиле, который впоследствии назвали классическим. Обычный облик укрепленного замка, тем не менее, сохранился. Узкий центральный павильон с гербом своего владельца, содержащий лестницу с двумя прямыми сводчатыми маршами, напоминает прежние надвратные форты. Два боковых, более высоких и мощных павильона соответствуют промежуточным башням и павильонам куртин. Еще более средневековый характер имеют крепостные рвы, засыпанные с южной стороны в XIX веке, но оставленные с северной. Настоящие красоты Шеверни начинаются с визита внутрь апартаментов. Перед посетителями возникают потолки, панели, камины, расписанные Жаном Моснье из Блезуа, деревянные панели Хаммерберга, мебель, шпалеры по картонам Вуэ и Теньера, картины Тициана и Рафаэля.

Замок Шомон

В Х веке Эд I, граф Блуа, контролировал долину Луары из своей сторожевой башни в Шомоне, на полпути между Амбуазом и Блуа. Его внучатый племянник Уго д'Амбуаз возвел здесь каменный форт.

Замок неоднократно разрушали и восстанавливали, а в 1550 году его купила Екатерина Медичи. Она отдала его Диане де Пуатье, фаворитке своего мужа Генриха II, взамен Шенонсо. Диана высокомерно отнеслась к старому замку: снесла зубчатые брустверы и повсюду водрузила свои монограммы и эмблемы. Затем замок переходил из рук в руки, став предметом спекуляций банкиров и государственных деятелей. В XVIII веке очередной владелец замка Никола Бертен де Вогиен разрушил северное крыло замка. В эпоху Реставрации были восстановлены западный флигель и внутренние фасады замка.

В 1875 году Шомон купила мадемуазель де Се, одна из двух дочерей богача - сахарозаводчика, вышедшая замуж за князя Амадея де Бролье. Она преобразовала Шомон в роскошную резиденцию, разбила новый парк, заново отделала интерьеры замка в неоготическом стиле. Но великая депрессия 1929 года вконец разорила обитателей замка и в 1938 году правительство купило его вместе с 17 гектарами прилегающего парка.

Замок Эг-Морт

Городок Эг-Морт полностью окружен четырехугольной крепостной стеной со сторожевым проходом проходом поверху, с 20 зубчатыми башнями и 10 воротами.

Стену начал строить Людовик IX Святой перед Крестовым походом 1248 года, наняв для этой цели генуэзцев Никола Коминелли и Гульельмо Бокканегра, а закончена она была его сыном Филиппом III Храбрым.

Замок Эг-Морт

В северо-западном углу стены стоит, изолированно от остальных, Башня Констанс, - мощный донжон цилиндрической формы, высотой 52 метра, соединенный со стеной мостом, и служивший маяком во времена морской активности Эг-Морта. В течение пяти веков она была даже тюрьмой: здесь томились тамплиеры, гугеноты, политические заключенные.

Замок Экуэн

В массивном здании замка Экуэн, окруженном рвом с водой, располагается обширная коллекция живописных полотен и гобеленов Национального музея эпохи Возрождения. Экуэн был построен в 1538 году для Анны де Монморанси. Она подрядила художников Школы Фонтенбло для украшения своего дворца. Их влияние видно на восхитительных росписях рядом с каминами на библейские сюжеты на фоне загадочных пейзажей. Наиболее поразительна часовня с галереей и залом с высоким сводчатым потолком, расписанным гербами Монморанси. По ступеням можно подняться в длинную галерею с прекрасной коллекцией гобеленов XVI века. Также неотразимы королевские апартаменты с выложенными на полу узорами из плитки, библиотека с древними манускриптами, коллекция яркой керамики, а также коллекция первых математических инструментов и часов.

Замок Сен-Жермен

Этот замок, место рождения Людовика XIV, находится в предместье Парижа. Первую крепость в этом месте построил в 1122 году Людовик VI, от нее остались только башня и часовня Сен-Луи. При Франциске I и Генрихе II верхний ярус средневековых укреплений был снесен, и остался лишь пятиугольник, обнесенный рвами, наполненными водой. Генрих IV построил корпус и несколько террас, которые спускались к Сене, а при Людовике XIV Ленотр успел разбить здесь сады, прежде чем двор переехал в 1682 году в Версаль. Сегодня в замке находится Музей национальных древностей.

Замок Юссе

Документированная история феода Юссе начинается с XV века, когда Жан Бюэй, один из главных военачальников Карла VII возвел на месте древней крепости замок. В 1485 году замок купил Жак д'Эпине, королевский гофмейстер, и вместе с сыном Антуаном построил западный флигель и парадный вход с двумя башнями в восточном флигеле. Другой его сын, Шарль, построил к востоку от замка соборную церковь, а также отстроил ренессансный фасад и западное крыло во внутреннем дворе.

В 1659 году земли купил маркиз Бернен де Валентене. Он решил открыть к долине три флигеля и снес северный флигель, а также пристроил к северо-западной башне флигель в классическом стиле с тремя павильонами. Он же разбил сады, спускающиеся террасами к берегу Эндра. Впоследствии замков владели герцог Монбазонский, герцогиня де Дюра и графиня де ла Рошежаклин, которая передала замок своему племяннику, графу де Блакас, чьи потомки являются современными собственниками Юссе.

Полагают, что именно Юссе, стоящий на опушке леса, увенчанный башенками, пинаклями и длинным парапетом вдохновил Шарля Перро, путешествовавшего по Турени, на создание "Спящей красавицы". Быть может, он выехал однажды из Шенонского леса к замку, когда его обитатели еще спали...

Все статьи о стране →

Добавить
В ИЗБРАННОЕ!
нас добавили уже 7425 человек!
© 2007-2024. Послы.ру. Все права защищены.

Продвижение сайта - ООО Оптима