Франция. Города

Париж

Париж - город, побывать в котором хочется всем. Лувр и Версаль, Нотр-Дам и Монмартр, Триумфальная арка и Вандомская площадь, сад Тюильри, Эйфелева башня... кто не мечтал увидеть все это воочию! Здесь исторические места и литературные ассоциации, богемные кафе и дворцы королей, реальность и вымысел - все переплелось воедино. И сам город с его великолепными соборами, уникальными архитектурными ансамблями и скульптурами, украшающими улицы и площади, - это богатейший музей, из которого художники всех стран черпают красоту. Итак, давайте познакомимся с очаровательным, изысканным, старинным и великолепным Парижем!

Нотр-Дам - Собор Парижской Богоматери - построен на месте христианской базилики, сменившей, в свою очередь, древнеримский храм. Его строительство было предпринято епископом Морисом де Сюлли в 1163 году и началось с хоров.

Потребовались целые годы, чтобы возвести нефы, и, наконец, в 1200 году, уже при епископе Эде де Сюлли, был закончен фасад, хотя строительство башен продолжалось вплоть до 1245 года.

Затем, под руководством архитектора Жана де Шелля, приступили к постройке капелл в боковых нефах и хорах. Около 1250 года был закончен фасад с северной стороны трансепта, тогда как строительство фасада с южной стороны началось лишь 8 лет спустя. Можно сказать, что собор был завершен к 1345 году.

Разрушения, вызванные временем, людьми, трагедиями бесконечных войн, в течение многих веков искажали первоначальный облик церкви, особенно во времена Французской революции, когда в 1793 году она была под угрозой сноса; ее спасло от этого посвящение богине Разума, культ которой ввел Робеспьер. Впоследствии, в 1802 году, церковь вновь была освящена, как раз к моменту торжественной коронации Наполеона I папой Пием VII в 1804 году. окончательная реставрация церкви была осуществлена Виолле-ле-Дюком с 1844 по 1864 гг., а в 1871 году она чуть не погибла от пожара.

Мощный и величественный, в идеальной гармонии стиля и формы, фасад собора разделен по вертикали пилястрами на три части, а по горизонтали - галереями на три яруса, из которых нижний имеет три глубоких портала. Над ними идет аркада, называемая Галереей Королей, с 28 статуями, представляющими королей Израиля и Иудеи. Народ, который видел в них образы французских королей, низвергнул их в 1793 году, но впоследствии они снова заняли свои прежние ниши.

В центральном ярусе находится ажурное окно-розетка 1220-1225 гг., диаметром около 10 метров. Скульптурный декор центрального яруса образуют статуи Девы Марии с младенцем в окружении ангелов. Выше идет галерея из узких, переплетающихся вверху аркатур, объединяющая две боковые башни, которые так и не были завершены.

Здесь Виолле-ле-Дюк дал волю своей фантазии: он создал ирреальный мир химер - демонов, смотрящих иронично и задумчиво на раскинувшийся внизу город; фантастических и чудовищных птиц; гротескных фигур злобных монстров, выглядывающих из самых неожиданных точек.

На пилястре, разделяющем портал на две части - фигура Христа, а в проемах - панно с изображениями, олицетворяющими Пороки и Добродетели, а также со статуями апостолов. В изгибе арки - сцены Небесного Суда, Рая и Ада.

Тимпан с изображением Страшного Суда разделен по горизонтали на три части. В верхней - фигура Христа в окружении Богоматери, Св. Иоанна и ангелов с символами Страстей Господних. Внизу, с одной стороны, расположены избранники, заслуживающие спасения, а с другой - проклятые, влекомые к последнему возмездию. В самой нижней части - сюжет Воскресения.

Правый портал, называемый порталом Св.Анны, построен между 1160 и 1170 годами. На нем - рельефные изображения XII-XIII веков; на пилястре - статуя Св.Марселя, парижского епископа V века.

Капелла Сент-Шапель была построена по заказу Людовика IX Святого для хранения реликвии - Тернового венца. Король купил эту реликвию в Венеции в 1239 году, куда она была привезена из Константинополя. Создатель капеллы Пьер де Монтеро решил построить две церкви - одну над другой, и обе они были освящены в 1248 году. Нижняя церковь служит как бы высоким основанием для всей конструкции, от нее поднимаются вверх колоссальные окна, заканчивающиеся стрельчатыми башенками.

Крутая наклонная крыша украшена легкой, изящной мраморной балюстрадой, и этот изысканный элемент архитектуры венчается ажурным, устремленным ввысь шпилем высотой 75 метров. По обеим сторонам фасада возвышаются еще две башни со шпилями; перед фасадом - портик, над которым большое окно-розетка, датируемое XV с сюжетами Апокалипсиса.

Небольшая по высоте, около 7 метров, она состоит из трех нефов, но основной неф по сравнению с боковыми кажется огромным. Декоративные арки в форме трилистника, опирающиеся на изящные колонны идут вдоль стен. Апсида в глубине церкви имеет многоугольную форму.

В верхней церкви - один огромный неф шириной 17 метров и высотой 20,5 метров. Всю церковь опоясывает высокий плинтус с ажурными мраморными аркадами, прерываемыми глубокими нишами. В третьем пролете находятся две ниши, предназначавшиеся для короля его семьи. У каждого пилястра - статуи апостолов, датируемые XIV веком. Конструкция максимально облегчена, с тем чтобы оставить больше пространства для 15 огромных витражных окон высотой около 15 метров, которые относятся к XIII веку, содержат 1134 сцены и занимают площадь около 600 квадратных метров. Яркими "пламенеющими" красками представлены на них библейские и евангельские сюжеты.

Это суровое, величественное здание на берегах Сены относится ко времени Филиппа Красивого, то есть к концу XIII - началу XIV веков. В настоящее время оно является частью Дворца Правосудия. С XIV века здание служило государственной тюрьмой. Затем, во времена Революции, его камеры были заняты тысячами граждан, которые проводили здесь свои последние часы, прежде чем подняться по ступенькам на гильотину. Камеру Марии-Антуанетты графиня Ангулемская - единственная оставшаяся в живых дочь Людовика XVI - в 1816 году превратила в часовню. В этих стенах королева, презрительно называемая "австриячкой", провела свои последние дни со 2 августа по 16 октября 1793 года. Утром в среду 16 октября она сама обрезала свои волосы и села в телегу, чтобы отправиться на эшафот, где 9 месяцев тому назад был казнен ее муж.

Улица Риволи, идущая параллельно Сене и соединяющая площадь Согласия с Площадью Бастилии. Эту улицу можно по праву считать одним из величайших достижений Наполеона в области градостроительства. проект был осуществлен архитекторами Персье и Фонтэном, но окончательно она была завершена только во времена правления Луи-Филиппа.

На улице Риволи есть небольшая прямоугольная площадь, называемая Площадью Пирамид. С трех сторон ее окружают дома с аркадами. В центре площади высится конная статуя Жанны Д'Арк - работа скульптора Фремье 1874 года.

Башня Сен-Жак высотой 52 метра, сооруженная в 1508-1522 годах, - самый яркий образец "пламенеющей" готики. Щелевидные окна, перемежающиеся нишами, венчаются шпилями и башенками, на которых установлены скульптуры. На вершине башни - статуя святого Жака работы скульптора Шеньона 1870 года.

Площадь Шатле названа по имени древней крепости Гран-Шатле, возведенной здесь для защиты близлежащего моста Пон-о-Шанж. Крепость была разрушена при Наполеоне I. Современный вид площадь приобрела при Наполеоне III. В центре находится фонтан Шатле. Основание его украшено сфинксами и статуями. Колонна была воздвигнута в честь побед Наполеона I.

Раньше, в XVI веке, на этом месте находилось здание, построенное зодчим Доменико да Кортона в стиле ренессанс, но оно сгорело в пожаре в 1871 году, во время сражений, которые привели к падению Коммуны. Современное здание построено в том же стиле по проекту архитекторов Деперта и Баллю в 1882 году. Весь комплекс с его павильонами, увенчанными куполами в форме усеченных пирамид, и со множеством статуй, расставленных повсюду, без сомнения внушителен и оригинален.

Королевский дворец, построенный архитектором Лемерсье в 1624-1645 годах, первоначально был частной резиденцией кардинала Ришелье, а затем, по завещанию, после его смерти в 1642 году, перешел к Людовику XIII. В настоящее время здесь заседает Государственный Совет. Фасад здания украшен колоннадой, сооруженной в 1774 году. Пройдя через небольшой дворик с двойной колоннадой можно попасть в великолепный сад. Спланированный в 1781 году самим королем Людовиком, он простирается приблизительно на 225 метров в зелени вязов и лип. Сад богато украшен статуями; с трех сторон его окружают мощные колонны, а под галереями-аркадами теснятся букинистические и антикварные магазинчики.

Национальная академия музыки и танца - крупнейший в мире оперный театр - занимает 11 тысяч квадратных метров площади, вмещает более 2000 зрителей, а на его сцене могут одновременно находиться 450 актеров и статистов. Здание Гранд-Опера построено по проекту Ш.Гарнье в 1862-1875 гг. Фасад поражает обилием декоративных элементов, характерных для той эпохи. Здание стоит на возвышении в несколько широких ступеней; нижний этаж оформлен высокими арками и массивными пилонами, перед которыми множество скульптурных групп. Второй этаж отличается от первого изяществом высоких парных колонн, которые обрамляют огромные окна; наверху богато декорированный аттик с возвышающимся над ним несколько плоским куполом. Интерьер театра не менее роскошен, чем фасад: "Большая лестница" отделана белым мрамором ценных пород; свод украшен фресками Исидора Пилза; плафон в зале расписан в 1966 году Марком Шагалом.

Воздвигнуть храм Мадлен решил Наполеон в честь побед Великой армии. Возведение здания было поручено архитектору Виньону, закончившему работы в 1814 году. Церковь, посвященная Святой Марии Магдалине, возвышается посреди площади того же названия. Своими пропорциями и формой она напоминает классический греческий храм: высокий подиум с широкой лестницей у главного фасада; колоннада из 52 коринфских колонн 20-метровой высоты, которая опоясывает храм со всех сторон; фронтон украшен монументальным фризом, выполненным Лемером в 1834 году, изображающим сцену Страшного Суда. В интерьере только один неф, а над главным алтарем - "Вознесение Святой Магдалины", произведение итальянского художника Марокетти. Площадь Бастилии

История знает немного случаев, когда наименование места, и уж тем более тюрьмы, становится известным во всех странах мира со школьной скамьи. Бастилия - в их числе. Задуманная и построенная как оборонная крепость на восточных подступах Парижа, Бастилия уже в конце XV века по велению Людовика XI превратилась в мрачную темницу. При Ришелье Бастилия стала государственной тюрьмой для именитых заключенных. В XVIII веке Вольтер дважды оказывался за ее решеткой, соседствуя с маркизом де Садом. Одна из башен носила имя "Свободы", так как некоторые знатные и богатые узники вели здесь весьма приятный образ жизни, устраивая встречи и приемы. А 14 июля 1789 года толпы простолюдинов, захватившие предварительно Арсенал, осадили Бастилию и вынудили ее защитников сдаться. В тюрьме к этому моменту содержалось всего 7 человек, включая одного сумасшедшего. Революционный Париж тут же приступил к разрушению символа королевского произвола.

Построенная в 80-е годы Бастильская Опера - огромный комплекс залов, оборудованных самой современной техникой, построенный по проекту Карлоса Отта. Опера и балет - новое, не менее знаменитое предназначение Бастилии.

Мост был построен в 1896-1900 годах и носит имя российского царя Александра III, сын которого Николай II открывал мост. Арка из металла - 107 метров в длину и 40 метров в ширину - соединяет Эспланаду Инвалидов с Елисейскими полями. Гирлянды цветов; нарядные фонари, окруженные амурами; аллегории кораблестроения образуют богатую декорировку моста. На двух пилонах правого берега представлена Франция средневековая и Франция современная, на таких же пилонах левого берега - Франция Ренессанса и Франция Людовика XIV. Как символ союза Франции и России, аллегории Сены и Невы украшают два пилона, расположенные у входа на мост.

Площадь Вогезов похожа на обширный внутренний двор монастыря. Тридцать шесть старинных домов со всех сторон полностью закрывают площадь безупречно квадратной формы, 108 метров каждая сторона. Нижние этажи домов представляют собой беспрерывную аркаду, над которой поднимаются два этажа с рядами окон. Все пространство площади - в зелени деревьев и газонов, в центре возвышается мраморная конная статуя короля Людовика XIII. Площадь находится на том самом месте, где раньше располагался Отель де Турнель и где Генрих II погиб на турнире в 1559 году. Генрих IV в 1607 году решил разбить здесь площадь, которая и была закончена в 1612 году.

После смерти мужа, Генриха IV, Мария Медичи, которая так и не смогла привыкнуть к атмосфере Лувра, решила сменить его на место, которое так или иначе напоминало бы ей ее родную Флоренцию. С этой целью в 1612 году она приобрела дворец Франсуа Люксембургского вместе с обширным земельным участком и в 1615 году поручила архитектору де Бросу построить дворец, облик которого, включая даже используемый строительный материал, как можно больше походил бы на флорентийские дворцы, которые она покинула, уехав во Францию. И действительно, руст, покрывающий стены дворца, и массивные витые колонны очень напоминают Дворец Питти. Центральный павильон фасада увенчан куполом и соединяется с двумя боковыми павильонами галереями. Когда грянула Революция, дворец был отнят у королевской семьи и преобразован в Государственную тюрьму. В 1795 году там обосновалась первая Директория, затем Наполеон разместил там Сенат. Сейчас во дворце представлены работы Эжена Делакруа и Якоба Йорданса. Люксембургский сад, примыкающий ко дворцу, знаменит прекрасными статуями королев Франции.

Монмартр был и остается одним из наиболее живописных кварталов Парижа. Он возник на известковом холме 130 метров высотой, где, по преданию, святой Дени - первый епископ Парижа, был обезглавлен в 272 году. В течение всего XIX века Монмартр был притягательным центром для тех художников, для которых вести богемную жизнь означало прежде всего жить свободно, посвятить себя только искусству и отказаться от всех условностей и принуждений внешнего мира. Каждый художник, от самого знаменитого до мало известного, оставил на Монмартре след своей жизни, своего творчества. Да и сейчас этот холм населяют люди, которые здесь живут и работают, наполняя своим искусством и неторопливым образом жизни узкие извилистые улочки, старинные магазинчики, задымленные кафе.

У подножия Монмартрского холма находится Белая площадь, над которой взметнулись длинные крылья Мулен-Руж, видевшей искусство Валентина ле-Дезоссе, Джейн Авриль и Ла Гулю. Это ночное заведение, на сцене которого родился "канкан", связано с именем Тулуз-Лотрека, который проводил здесь целые ночи, запечатлевая с помощью своей кисти образы ночной жизни кабаре и театров. Здесь наконец-то находили свое признание люди, которые жили для искусства и которые этим "великим", то есть официальным искусством были отвергнуты.

Белоснежная базилика Сакре-Кер, возвышающаяся на вершине Монмартрского холма, была возведена в 1876 году по общественной подписке и освящена в 1919 году. Архитекторы решили построить ее в романо-византийском стиле. И действительно, четыре небольших купола и один большой, прочно стоящий на высоком барабане, - явно восточного происхождения. Позади церкви - квадратная колокольня, 84 м высотой, со знаменитым "Савоярдом", одним из самых больших колоколов в мире - весом в 19 тонн. Великолепная лестница ведет к фасаду церкви с портиком из трех арок: над портиком по обеим сторонам расположены статуи Людовика Святого и Жанны д'Арк. Интерьер церкви пышно украшен мрамором, статуями, золотом и мозаикой.

Форум Центрального рынка - это один из самых старых районов города и одновременно один из самых оживленных и многолюдных центров. По выражению Эмиля Золя это - "чрево Парижа", ведь когда-то здесь располагался огромный рынок. У подножия готической церкви Сент-Эсташ, олицетворяя собой новое понимание городского пространства вырос Форум на площади 40 тысяч квадратных метров, весь из стекла и алюминия с мраморными лестницами и эскалаторами, которые объединяют четыре подземных этажа вокруг открытой площадки. Он построен по проекту двух архитекторов - Клода Васкони и Джорджа Пенкрича, открыт 4 сентября 1979 года и включает в себя абсолютно все: магазины, художественные салоны, рестораны, кинотеатры, банки, информационные центры и многое другое.

Елисейские поля - первоначально этот обширный район был заболоченным местом. После его осушения Ленотр в 1667 году создал широкий проспект, получивший название "Гран-Кур", с 1709 года - Елисейские поля. Во времена Второй империи Елисейские поля стали огромным салоном Парижа, местом встреч, жилым районом для наиболее влиятельных и известных лиц города. Если сегодня Елисейские поля и лишились своего аристократического блеска, они тем не менее не утратили ни своей красоты, ни своей элегантности: роскошные модные магазины, кинотеатры, дорогие рестораны, офисы крупных компаний идут чередой вдоль широких тротуаров, всегда заполненных огромной многоязычной толпой людей.

Строительство Триумфальной Арки начал в 1806 году Ж.-Ф.Шальгрен, выполняя волю Наполеона, пожелавшего посвятить ее Великой Армии. Арка была завершена к 1836 году. У нее только один овальный пролет, а по своим грандиозным размерам она даже превосходит знаменитую Арку Константина в Риме: высота ее 50 метров, а ширина - 45. Пилоны Арки украшены огромными барельефами, из которых наиболее известен барельеф работы Франсуа Рюда, представляющий выступление в поход волонтеров в 1792 году и более известен под названием "Марсельеза". Основные победы Наполеона запечатлены в верхних барельефах, а на скульптурных щитах аттика выгравированы названия великих сражений. Под Аркой с 1920 года находится могила Неизвестного солдата, над которой горит вечный огонь. Внутри Арки имеется помещение для небольшого музея, где хранится история сооружения памятника и где можно прочесть имена 558 генералов.

Эйфелева башня была построена для Всемирной выставки 1889 года. В это время произошли радикальные преобразования в архитектуре: стекло и сталь стали новым строительным материалом, наиболее соответствующим задаче сделать любое здание легким, динамичным, современным. Образно говоря, инженер окончательно заменил архитектора, и таким инженером поистине был создатель башни Гюстав Эйфель. Эйфелева башня кажется ажурным сооружением из 15 тысяч сваренных металлических деталей и покоится на огромных четырех пилонах с цементным основанием. Ее высота достигает 320 метров. Состоит башня из трех уровней: первая платформа находится на высоте 57 метров, вторая - 115 и третья - 274 метра. На каждом этаже есть бары и рестораны, а также смотровые площадки. Под Эйфелевой башней расстилается зелень Марсова поля, бывшего военного плаца, преобразованного впоследствии в прекрасный парк. Во времена Империи и в период Революции там проводились многочисленные и многолюдные празднества. В эпоху "модерн" обширная территория парка была отведена под всемирные выставки. В настоящее время парк, планировка которого была изменена архитектором Формиже в 1908-1928 гг., разделен на широкие аллеи, украшенные клумбами и небольшими водоемами.

Центр Помпиду - в 1969 году, будучи президентом Республики, Жорж Помпиду решил создать большой культурный центр в районе, известном под названием "Плато Бобург". Был объявлен международный конкурс, и лучшим был признан проект Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Строительство здания началось в апреле 1972 года, а торжественное открытие центра Жискаром д'Эстеном состоялось 31 января 1977 года. Здание, называемое часто "городской машиной", занимает площадь 100 тысяч квадратных метров. Все внешние трубопроводы окрашены в разные цвета. Три верхних этажа Центра Помпиду занимает Национальный музей современного искусства.

Строительство центра Дефанс, предназначенного для деловой жизни, началось в 1955 году на огромной территории в 130 гектар, расположенной за мостом Нейи. Здания возвышаются над эспланадой, 120 метров длиной и 250 - шириной, предназначенной для пешеходов и ступенями спускающейся к Сене. Район Дефанс - средоточие штаб-квартир крупнейших компаний и банков.

Большая арка (проект датского архитектора Йохана Отто фон Шпрекельсена, 1982 год) была открыта в июле 1989 года. Прямоугольная арка имеет один пролет, ее боковые башни, высотой 105 метров, облицованы стеклом и каррарским мрамором. В центре арки подвешен большой тент, называемый "Облако"

Лувр ведет свою историю с XIII века, когда Филипп-Август для оборонительных целей построил мощную крепость вдоль Сены. Не будучи тогда королевской резиденцией, так как король предпочитал жить на острове Сите, крепость своими неприступными стенами хранила королевскую казну и архивы. В XIV веке Карл V Мудрый сделал крепость более пригодной для жилья, превратив ее в свою королевскую резиденцию, и среди прочих нововведений заказал строительство Библиотеки, получив вследствие этого эпитет "Мудрый", с каким он и вошел в историю. Но после его правления Лувр долгое время не использовался в качестве королевской резиденции. В 1546 году, по заказу Франциска I, архитектор Пьер Леско внес большие конструктивные изменения в прежний проект в соответствии с требованиями Ренессанса. С этой целью Леско снес старую крепость и на ее фундаменте воздвиг новый дворец. Работы были продолжены при Генрихе II под руководством того же архитектора Пьера Леско, который для оформления дворца пригласил скульптора Жана Гужона. При обоих Людовиках - XIII и XIV, продолжалось постоянное расширение здания, закончившееся постройкой Восточного фасада с колоннадой, а также окончательным формированием Квадратного двора, обильно украшенного декоративной скульптурой. В 1682 году, когда королевский двор был перенесен в Версаль, все работы были практически заброшены, и Лувр пришел в такое состояние упадка, что в 1750 году речь шла о его сносе.

Собрание книг в Библиотеке, основанной Карлом Мудрым было безвозвратно утеряно, но в XVI веке Франциск I стал собирать коллекцию художественных произведений, которая стала ядром собрания картин, известного сегодня на весь мир. Оно было существенно пополнено при Людовике XIII и Людовике XIV, а после смерти последнего Лувр стал местом регулярного проведения выставок живописи и скульптуры. И, наконец, 10 августа 1793 года галерея была открыта для посещений и стала музеем. С тех пор коллекция значительно расширилась, особенно во времена правления Наполеона I, требовавшего от всех побежденных наций дани в виде произведений искусства. В настоящее время каталог музея насчитывает около 400 тысяч экспонатов, которые можно разделить по различным направлениям: от древнеегипетских, греческих и римских - до древневосточных; от средневековой скульптуры - до современной; от прикладного искусства, куда входит и королевская коллекция драгоценностей, - до обширных собраний живописи.

В 1981 году по решению президента Франции Франсуа Миттерана в Лувре начались реставрационные работы. Была поставлена задача:вернуть зданию Лувра первоначальный статус - статус музея. для этого был осуществлен новаторский проект американского архитектора китайского происхождения Ео Минг Пея. Связь между новыми залами музея и двором теперь осуществляется с помощью пирамиды из прозрачного стекла необычайно легкой конструкции; к этой пирамиде с двух сторон примыкают две другие, меньшего размера.

Музей д'Орсэ стоит на левом берегу Сены, на месте бывшего здания Суда Счетов, разрушенного во времена Парижской Коммуны. В 1898 году Компания железных дорог Париж-Орлеан получила архитектору Виктору Лалу строительство вокзала д'Орсэ. Работы двигались очень быстро и новый вокзал был готов как раз ко времени открытия Всемирной выставки 1900 года.

Лалу соорудил огромный центральный неф 135х40 метров, металлическая конструкция которого была искусно покрыта снаружи имитацией мрамора светлых тонов. Вокзал вместил в себя не только 16 платформ, но также рестораны и гостиницу на 400 номеров. С 1939 года вокзал д'Орсэ был заброшен и переживал период длительного упадка, грозящего его сносом, несмотря на неоднократные попытки спасти его.

В 1973 году президент Помпиду объявил вокзал национальным памятником и решил создать музей, какого еще не было в Париже - музей, вмещающий полвека искусства: со времен Второй Империи до начала кубизма. Идеальное звено между Лувром - храмом классического искусства и Центром Помпиду - храмом современного искусства. Работы по переоборудованию вокзала, которые начались в 1978 году, были поручены группе АСТ, а внутренняя отделка - архитектору-женщине из Италии Гае Ауленти. В настоящее время в музее на площади более 45 тысяч квадратных метров выставлено более 4 тысяч произведений искусства, включающих живопись, скульптуру, графику, мебель.

Ансамбль Инвалидов - самая знаменитая гробница Франции. Людовик XIV подписал указ и поручил лучшему придворному архитектору Брюану, а затем знаменитому Ардуэн-Мансару проектирование и строительство "Дома Инвалидов". На строительство собора ушло 33 года (1679-1706 гг.). Фасад собора - образец изящества и симметрии: Колоннаду двойного ордера венчает купол, над которым укреплен массивный барабан в окружении парных колонн, откуда, поддерживаемый консолями, устремляется ввысь изящный купол, украшенный гирляндами и цветами. Все сооружение венчается грациозным фонариком со шпилем, вознесшимся на высоту 107 метров от земли. 15 декабря 1840 года сквозь неожиданно налетевшую на Париж пургу к главному входу проследовал кортеж с прахом Наполеона-Бонапарта. "Как только появился катафалк с Императором, прятавшееся до этого в облаках солнце засияло вновь", - писал Виктор Гюго. С тех пор, окруженный названиями завоеванных городов, здесь покоится Наполеон I. В часовне Св.Августина могила старшего брата Наполеона - Жозефа. Под сводами часовни Св.Жерома - могила "орленка", как называли Жерома - младшего брата императора. Между собором и Музеем армии в церкви Людовика Святого, прозванной "солдатской", хранятся ряды захваченных неприятельских знамен. В склепах под церковью похоронены увенчанные победами маршалы Журдан, Удино, Груши, автор "Марсельезы" Руже де Лиль.

В 1744 году тяжело заболевший Людовик XV дал обет построить в честь Св.Женевьевы новый храм. Строительные работы по проекту архитектора Ж.Суфло начались в 1758 году и были закончены только в 1789 году при содействии Ж.Ронделе. Революция превратила его в Храм Славы, предназначенный для погребения великих людей. Лестница перед входом в храм ведет в портик с 22 колоннами, которые поддерживают фронтон. На фронтоне скульптурный аллегорический сюжет работы Давида д'Анжера 1831 года, представляющий Францию между Свободой и Историей; ниже можно прочесть знаменитую надпись: "Великим людям - благодарная Родина". Интерьер храма - в форме греческого креста с куполом, который поднимается до перекрестья трансепта, поддерживаемого четырьмя пилонами; возле одного из них - гробница Жана-Жака Руссо. Крипта, которая находится под церковью, хранит прах многих знаменитых людей: здесь гробницы Виктора Гюго, Эмиля Золя, Вольтера, Суфло, Карно и Мирабо.

Церковь Сент-Эсташ, расположенная недалеко от Центрального рынка, одна из самых необычных в Париже. Ее строительство началось в 1532 году и закончилось только в 1637. Здание представляет собой оригинальное и гармоничное в своем единстве смешение стилей: в основе планировки - собор Нотр-Дам, своды - в стиле "пламенеющей" готики, декорировка фасада - в стиле ренессанс. В часовне находится усыпальница Кольбера, знаменитого министра финансов при Людовике XIV.

Церковь Сен-Жермен-л'Оксеруа стоит на месте бывшего святилища эпохи правления Меровингов. Ее строительство было начато в XII веке и продолжалось вплоть до XVI века. Перед фасадом церкви - глубокий портик, построенный в 1435-1439 гг. в готическом стиле с пятью отличающимися друг от друга арками, пилястры которых украшены статуями. Другие статуи, изображающие святых и королей, установлены в трех широких порталах. Над ними - окно-розетка, увенчанное стрельчатым фронтоном. В церкви хранится много произведений искусства, в том числе фламандский алтарь резного дерева, где представлены сцены из жизни Христа, статуи святых Жермена и Винсента (XV век).

Церковь Сен-Жермен-де-Пре - самая древняя церковь Парижа. Ее по крайней мере четыре раза за сорок лет разрушали и грабили норманны, но она всегда восстанавливалась в строгих линиях ранней романской архитектуры. Фасад ее хранит остатки портала XII века, к сожалению наполовину скрытые порталом XVII века, возведенном здесь в 1607 году. Колокольня церкви - безупречно романского стиля с тяжелыми углами, укрепленными мощными контрфорсами. В интерьере - три нефа с трансептом, свод которого был изменен в XVII веке. В этой церкви находятся усыпальницы Декарта и польского короля Яна Казимира.

Церковь Сент-Этьенн-дю-Мон находится в Латинском квартале, неподалеку от всемирно известной Сорбонны. Ее строительство было начато в 1492 году, а завершено лишь в 1622 году. Фасад церкви - причудливое сочетание готического стиля и стиля Ренессанс в трех фронтонах, поставленных друг на друга, которые при всем их исключительном своеобразии, производят впечатление абсолютного единства и логики. В церкви находится рака патронессы Парижа - святой Женевьевы, которая в 451 году спасла город от нашествия гуннов. Здесь также находятся гробницы Паскаля и Расина. В интерьере - три нефа с трансептом, высокие цилиндрические колонны, поддерживающие своды и соединенные друг с другом галереей, которая идет над аркадами. Но наиболее привлекательный элемент интерьера, который делает церковь Сент-Этьенн-дю-Мон единственной в своем роде, - это амвон, то есть поперечная навесная галерея, которая отделяет неф от хоров и винтовые лестницы по бокам. Амвон создан, возможно, Филибером Делормом приблизительно между 1521-1545 гг.

Достопримечательности

Есть мнение, что Париж это город, по которому надо ходить пешком. Париж внутри своей официальной границы, окольцованной Периферийным бульваром, не намного больше Москвы внутри Садового кольца. Это очень удобно - ведь до всего самого интересного везде рукой подать.

Маршрутов - множество. Но Эйфелевой башней, Собором Парижской Богоматери, Триумфальной Аркой, Базиликой Сакре-Кёр и с многочисленными кафе, создающими совершенно особую атмосферу Парижа дело, конечно, не ограничивается. Ведь Париж многолик, для каждого он свой. Он как живой, играет гранями на солнце, меняет настроения и краски, то выставляет себя шикарным франтом, то полубезумным художником с открытым космосом в глазах. И не важно, что вы ожидали увидеть. Все будет непредсказуемо, живо, интересно, незабываемо.

Например, можно взять велосипеды напрокат. И это уже совсем другое впечатление.

Или можно ночью спуститься в опустевшее парижское метро. Только представьте: четыре часа утра, последний поезд ушел три часа назад, гулкие шаги под сводами опустевших залов, построенных еще в 1900 году... А потом парижские подземелья XVII века, и станции - "призраки", закрытые много лет назад. Такие экскурсии проводятся уже 10 лет.

Или пройтись по местам, где жила Амели из фильма Жана Пьера Жене.

Или взлететь над городом на самом большом в мире воздушном шаре "Евтелсат" 22 метров в диаметре. Он поднимается на высоту 150 метров каждые полчаса, и вот перед Вами весь Париж с его Эйфелевой башней, Булонским лесом, Сакрэ-Кер и собором Парижской Богоматери как на ладони. Корзина шара вмещает 30 человек, полет длится 10 минут. А стоит это удовольствие всего 10 евро.

На каждом шагу здесь встречаются разные приятные мелочи. Например, с недавнего времени пассажиры поездов, связывающих Париж, Лион и Марсель, могут брать напрокат с собой в поезд переносной DVD-плейер, фильм и наушники. По прибытии на вокзал назначения их нужно сдать. В фильмотеке - около 170 картин на любой вкус.

Париж никого не оставляет равнодушным. Это не просто столица, это - целый волшебный мир, притягивающий к себе в любое время года десятки миллионов людей из всех стран.

Уже не говоря о том, что здесь есть любые развлечения - оперные и драматические театры, эстрадные площадки, концертные залы, кинотеатры и кабаре, танцевальные бары и ночные клубы.

Ходить по магазинам Парижа - огромное удовольствие. Здесь можно найти буквально все, что угодно. Самые фешенебельные и дорогие магазины законодателей классической парижской моды находятся на улицах Faubourg-Saint-Honore и Avenue Montaigne. Магазины, богатые новинками в области дизайна одежды, расположены в районе Les Alles, где обосновались модельеры новаторского направления.

Фредерик Шопен был прав: "Париж - это все, что ты хочешь!"

Все статьи о стране →

Добавить
В ИЗБРАННОЕ!
нас добавили уже 7426 человек!
© 2007-2024. Послы.ру. Все права защищены.

Продвижение сайта - ООО Оптима